Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О Благоразумном разбойнике

Благоразу́мный разбо́йник – один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по преданию по правую руку Спасителя), раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю.

В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа, назван Дисмасом.
В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.

Слово разбойник, употреблённое в Синодальном переводе Священного Писания, имеет и такое значение, как мятежник (террорист).  Учитывая, что Иудея в то время была оккупирована Римской империей, уместен и такой перевод, как партизан.

В те времена, воровство распятием не наказывалось, поэтому можно предполагать, что разбойники, распятые рядом со Христом-Спасителем, вели вооружённую борьбу с оккупантами, а не промышляли разбоем.

 

О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника Священник Афанасий Гумеров:

 

В душе разбойника произошла великая перемена.
Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига.

Прежде всего, подвиг веры. Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту
и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры.

Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога?

Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.

Итак, Благоразумный разбойник, как и Христос, вошел в рай через Голгофу, он принял страдания со смирением,
и тем преобразил свой крест в Крест Христов, по слову Господа: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.16:24). Хотя он не слышал этого обращения к ученикам, но через покаяние он стал подлинным учеником Спасителя. 

Почитание Благоразумного разбойника в разные исторические периоды менялось. В России его история приобретала особую остроту и актуальность в эпохи смут и политического безвременья. В начале XXI века, после смутных 90-х годов пришла пора отрезвления и покаяния. И снова образ раскаявшегося на кресте грешника, которому первому отверзлись райские врата, оказался востребован в духовной жизни Церкви, больше, чем в спокойные времена.

На Голгофе рядом со страдающим Христом нет Его отступившихся из-за страха учеников, кого-то не допустили к действию, другие злословят и хулят. У подножия молча стоят святые – Богородица, жены мироносицы, Иоанн Богослов. И только разбойник говорит с Богом, кается перед Ним, исповедует Его, единственный являя собой всех тех грешных членов Церкви, которые потом столетиями будут приходить к Нему со словами надежды: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». В лице Благоразумного разбойника представлена вся та часть грешного человечества, которая устремляется ко Христу в покаянии, чтобы обрести прощение во исполнение обетования: «и последние станут первыми». Вместо отрекшихся и испугавшихся учеников, которые покинули Христа, были далеко от приносимой Им жертвы, распятый разбойник стал прямым участником тайны нашего спасения, и выполнив эту роль, получил возможность первым войти в рай и увидеть, как туда входит спасенное от ада человечество. В эти святые дни поста его образ вновь предстает перед нашим духовным взором и взывает к нам: к нашей совести, к нашей душе, к нашему разуму. Ведь каждый из нас – разбойник перед Богом.

Иконы Благоразумному разбойнику

Пересвет и Ослябия